О преподавании химии в 2019-2020 учебном году

О преподавании химии в 2019-2020 учебном году

 

О преподавании химии в 2019/2020 учебном году

Преподавание учебного предмета химия в 2019-2020 учебном году будет осуществляться в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня.

Приложение 1.

В 2019-2020 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Крым реализуются:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 - 9 классы);

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (10-11 классы).

В 2019 - 2020 учебном году  обучение химии в 8-9 классах в обязательном порядке будет осуществляться по ФГОС ООО.

В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход.

ФГОС ООО  устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

 При разработке рабочей программы для преподавания химии в 8 и 9 классах необходимо  руководствоваться Примерной основной образовательной программой  основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию (приложение 2).

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

В блок «Выпускник научится» включается круг учебных задач базового уровня, обязательных для освоения всеми учащимися.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, которые могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока  не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала.

Подобная структура планируемых результатов дает возможность учителю дифференцировать требования к подготовке обучающихся.

Курсивом в примерных программах учебных предметов выделены группа предметных результатов «Выпускник получит возможность научиться» и элементы содержания программы, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».

            В качестве примера можно воспользоваться опытом работы по составлению рабочих учебных программ для преподавания химии по ФГОС в 8-9 классах учителей Республики Крым Волковой М.И., Графкиной О.Я., Коноваловой А.В., Чепелевой Ю.В., чьи учащиеся устойчиво показывают высокие результаты на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадах муниципального и регионального уровней (приложение 3). Рабочие программы учителей составлены в соответствии с локальными актами их ОУЗ.

В примерном учебном плане основного общего образования (ФГОС) для общеобразовательных организаций Республики Крым   на изучение химии отведено по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах (приложение 4).

Химия в 8 классе является самым сложным предметом, что подтверждает Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. (приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах) (приложение 5). Учитывая сложность, большой объем и архи важность учебного материала 8 класса для всего школьного курса изучения химии, образовательным организациям целесообразно вводить пропедевтический курс химии в объеме 1 час в неделю в 7 классе либо на преподавание предмета в 8 классе предусмотреть 3 недельных часа (в том числе во внеурочной деятельности).

Для преподавания химии в 7 классе рекомендуем:

Химия. Вводный курс. 7 класс : учеб. пособие / О.С. Габриелян,

И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2008-2014 (http://www.drofa.ru/117/;

Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина. Химия. Вводный курс. 7 класс. Программа, пособие для учителя и учащихся. – М. : Дрофа, 2008-2014;

Мир химии. 7 класс. Пособие для школьника. Пропедевтический курс. /Ткаченко Л.Т. – Ростов н/Д: Легион, 2014;

Мир химии. 7 класс. Книга для учителя. Рабочая программа, календарное, тематическое и поурочное планирование. /Ткаченко Л.Т. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

Высокая интенсивность курса 8-го класса может быть снижена за счет введения занятий элективных курсов, факультативных занятий, программы к которым могут быть разработаны непосредственно учителем.

Основная образовательная программа основного общего образования

в 8 и 9 классах реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности  осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как научно-практические конференции, школьные научные общества,  олимпиады, поисковые и научные исследования, кружки, факультативы.

     Целесообразно наряду с предметными программами (Экологичес­кие проблемы химии, Решение задач повышенной сложности и т.д.) использовать междисциплинарные учебные программы (Формирова­ние универсальных учебных действий, Формирование ИКТ-компетентности обучающихся, Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности и т.п.).

К актуальным направлениям внеурочной деятельности относятся кружки (курсы) по формированию у обучающихся современной культуры безопасности  жизнедеятельности, включающие проблемы  здорового образа жизни, сбалансированного питания, первичные знания о лекарственных препаратах, пищевых добавках и  средствах бытовой химии.  

Химическое образование создает условия для адекватного восприятия человеком окружающей действительности и осознания своей роли в материальном мире, оно играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения и экологической культуры каждого члена современного цивилизованного общества.

Преподавание химии в 10-11 классах осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта  среднего общего образования.

В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего общего образования в инвариантной части обязательным учебным предметом является «Естествознание» (3 ч.), но могут изучаться три предмета естественнонаучного цикла (химия, биология и физика) на базовом уровне – 1 час в неделю.

На профильном уровне химия изучается в физико-химическом, химико-биологическом и др. профилях. Вариативная часть учебного плана дает возможность при необходимости увеличивать количество часов на преподавание предмета от минимальных трех недельных часов до пяти.

Рекомендации по формированию рабочей программы по предмету.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе примерных программ по отдельным учебным предметам основного общего образования, среднего общего образования (приложения 2 и  6) и (или) авторских программ, материалов авторского учебно-методического комплекта, имеющихся в федеральном перечне  (приложение 7) и  требований к рабочей учебной программе (приложение 13).    В случае несоответствия количества часов в государственной программе и учебном плане ОО, учитель составляет собственную рабочую программу.

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется  ФГОС ООО с учетом  изменений в ФГОС ООО, касающихся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (приложение 8).

Структура рабочей программы имеет следующий обязательный состав компонентов:

1). Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2). Содержание учебного предмета, курса;

3). Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Указанный состав компонентов одинаково распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на курсы внеурочной деятельности.

            В качестве примера рабочих программ для 10-11 классов можно воспользоваться опытом Графкиной О.Я., учителя МБОУ «Лицей №1» г. Симферополь (приложение 9), опытом Бурака И.Я. и Вавиловой Н.Т., учителей МБОУ «Ялтинский УВК «Школа-гимназия № 9» г. Ялты (приложение 10), опытом Эбулисовой Л.Н., учителя МБОУ «ОКЛ» г. Симферополь (приложение 11).

            При написании рабочих программ элективных курсов по предмету для 10-11 классов могут быть полезны издания, рекомендованные в письме на 2017-2018 учебный год.

Рекомендации по организации и проведению химического эксперимента.

Минимальный перечень оборудования и реактивов, позволяющий выполнить программу основного общего и среднего общего образования представлен в приложении 12.

Количество обязательных  практических работ в 8 и 9 классах определено Примерной основной образовательной программой  основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Рекомендуем, в качестве регионального компонента, включить в рабочие программы лабораторные опыты, предусмотренные авторами учебников Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Обращаем Ваше внимание, на проект перспективной модели ОГЭ в которой часть 2 содержит 5 заданий: 3 задания этой части подразумевают запись развернутого ответа; 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.

В  10, 11 классах количество обязательных  лабораторных опытов и практических работ определено примерными программами основного общего образования, среднего (полного) образования по химии (базовый и профильный уровни) 2004 г.

В обязательном порядке все необходимые лабораторные опыты и практические работы выполняются учащимися индивидуально, допускается выполнение работ в парах. Каждая практическая работа оформляется в тетрадях для практических и контрольных работ, оценивается учителем с выставлением оценки в ученическую тетрадь и классный журнал. Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в соответствующий учебно-методический комплекс. Исходя из возможностей материальной базы кабинетов, учитель имеет право корректировать содержание химического эксперимента, заменять лабораторные опыты, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями, увеличивать объем школьного эксперимента.

Химия – наука экспериментальная, проведение программного химического эксперимента с использованием исключительно виртуальных опытов крайне нежелательно, что не исключает использование возможностей виртуальных химических лабораторий при изложении материала, закреплении, повторении, организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Таким образом, при планировании практической части программы необходимо провести тщательный анализ соответствия материала программы автора, выбранного учителем УМК с требованиями примерной программы, т.к. необходимый и достаточный минимум практических работ отражен именно в ней. При этом следует учитывать следующее:

1) в примерной программе по химии даны примерные формулировки тем практических работ, они могут разниться с формулировками программ автора УМК, но предметные смысл и суть должны сохраняться;

2) в примерной программе все практические работы и их распределение указаны для ступени образования – основного (8–9 классы) и среднего (10–11

классы). Их распределение по конкретному классу изучения химии учитель может варьировать сам или планировать в соответствии с программой автора УМК;

При выполнении практической части программы полезными для учителя будут пособия:

  1. Кабинет химии в школе: методическое пособие/ Т.С Назарова. М.: Вента-

на-Граф, 2011. 288 с. (Современное образование).

  1. Кабинет химии: основная документация и организация работы/ О.И. Бур-

цева, А.В. Гуров. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во «Экзамен», 2010. 222 с (Серия «Учебно-методический комплект»).

Порядок заполнения предметных страниц классного журнала.

 Рекомендации по ведению классных журналов определены инструкцией по ведению деловой документации в общеобразовательных  организациях Республики Крым, утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017 № 2903. (приложение13).   

В классном журнале необходимо отражать выполнение практической части программы по химии: лабораторные опыты (в графе «тема урока» записывается номер лабораторного опыта – «л/о №…») и практические работы (в графе «тема урока» записывать номер и название практической работы, например, «Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»). Кроме этого, в классном журнале отражается проведение различных видов инструктажа по технике безопасности при работе в химической лаборатории (в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 Организация обучения безопасности труда).

Виды инструктажей по технике безопасности (в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

№ п/п

Вид  инструктажа

Время или причины

проведения

Ответственный за проведение

Документ для регистрации

1

Вводный

На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся

Зав. кабинетом, учитель

Классный журнал

2

Первичный на рабочем месте

На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся

Зав. кабинетом, учитель

Классный журнал

3

Повторный на рабочем месте

На первом уроке в каждом полугодии (триместре)

Учитель

Классный журнал

4

Текущий

Перед проведением лабораторных и практических работ

Учитель

Фиксируется в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)

5

Внеплановый

В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности

Учитель

Классный журнал

6

Целевой

В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории

Учитель

Специальный журнал

 

На первом уроке химии в каждом классе учитель проводит вводный инструктаж по технике безопасности, о чем делается запись в графе «Что пройдено на уроке» «Инструктаж по ТБ проведен», подпись учителя, аналогичная запись делается повторно на первом уроке во втором полугодии.

При проведении практических работ и лабораторных опытов в журнале делается отметка о проведении текущего инструктажа в виде записи ТБ и подписи учителя в графе «Что пройдено на уроке». Данный инструктаж может фиксироваться учащимися в тетрадях для практических работ.

При проведении внепланового инструктажа в случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности в классном журнале делается запись в графе «Что пройдено на уроке» «Инструктаж по ТБ проведен», подпись учителя.

В специальном журнале фиксируется целевой инструктаж по технике безопасности в случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории (приложение 14).

Ведение Журнала инструктажа учащихся по технике безопасности при организации уроков химии нормативными документами не предусмотрено. Возможный пример ведения такого журнала в приложении 15.

Особое внимание необходимо уделить ведению специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644) (приложение 16). Обращаем Ваше внимание, что   список прекурсоров  представлен в приложении 17. В списке исключен красный фосфор. Регистрация операций, связанных с оборотом прекурсоров, ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала регистрации. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение.

Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров взяты с официального сайта Правительства Российской Федерации и полностью представлены в приложении 16.

Запись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных, использованных прекурсоров производится ежемесячно и документального подтверждения совершения соответствующей операции не требуется.

Правила техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ принятые в 1987 г. (Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1987, № 35, с. 2-32) остаются в силе (приложение 18). 

Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета.

Учебно-методические комплексы по химии определены  приказом Минпросвещения России от 28.12.2018  № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приложение 7).

Выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона.

 

Методист УМЦ качества образования               Т.Н. Курьянова