Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках химии

Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках химии

Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках химии

  Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

   Не секрет, что в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети, трудно обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат.

Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы «тройки», в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку. Естественно, что труд учителя должен быть направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. Большую помощь в этом деле оказывает применение современных педагогических технологий: проблемное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, проектная технология.

 Проблемное обучение – это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, - определить, как и когда его использовать. Учащиеся же должны решать проблемы, которые ставит перед ними учитель. Главное при осуществлении проблемного обучения – проанализировать содержание, чтобы обнаружить в нем проблемы, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу. В этом случае использование проблемного обучения приобретает свойство системности, что очень важно для развития мышления.

             Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний, быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям, должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Информационно-коммуникативные технологии. 

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил: Детская природа требует наглядности. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки – они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Без информационных технологий уже невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь. В настоящее время институт, гимназия, школа, техникум, а порой, и детский сад оснащены новейшей компьютерной техникой.

Применение персональных компьютеров позволяет упростить разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Несомненно, что грамотное и комплексное использование информационных компьютерных технологий предоставляет обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность эффективнее распределять свое время, реализовывать творческий потенциал.

            Технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления – разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление.  Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным. 

Технология развития критического мышления – это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.  

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

  • не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  • коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  • объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. 

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

            Что даёт ТРКМ ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. 

Проектная технология.

 Среди разнообразных направлений современных методик и технологий, с моей точки зрения, является метод проектов.

В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

 

 

Автор:  Салидинова З.А.