Применение проектных технологий при обучении химии

Применение проектных технологий при обучении химии

Применение проектных технологий при обучении химии

В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, на мой взгляд, является метод проектов.

В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.

Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Работа над проектом даёт возможность учащимся приобретать навыки и умения, позволяющие им легче адаптироваться в новых жизненных условиях после окончания школы, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Существуют несколько классификаций проектов. По типу проекты можно разделить на пять видов:

  1. исследовательские
  2. творческие
  3. приключенческие, игровые
  4. информационные
  5. практико-ориентированные

По характеру контактов различают три вида проектов:

  1. внутренние
  2. региональные
  3. международные

По количеству участников проектов выделяют:

  1. индивидуальные
  2. парные
  3. групповые

По продолжительности проведения проекты можно разделить на:

  1. краткосрочные (на одном-двух уроках)
  2. средней продолжительности (от недели до месяца)
  3. долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

К проектной деятельности учащихся наиболее оптимально привлекать в 9 классе, когда у большинства из них сформировано представление о предмете химии и её месте среди естественных наук. Целесообразно начинать работать с краткосрочными проектами, рассчитанными на 1 – 2 урока.  

В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;

исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;

учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;

содержательная часть проекта структурирована;

результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;

результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;

если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;

по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.

Техническая база современных школ позволяет ребятам применить свои знания информационных технологий, полученных на уроках информатики и проводить уроки в виде презентаций.  Учащиеся активно включаются в эту работу, они с удовольствием не только разрабатывают ход урока, но и выступают в роли учителя.

Необходимо также отметить, что работа над проектами дает возможность привлечь учащихся к сбору и обработке информации, которую можно использовать, как учебный материал или учебное пособие на уроках или занятиях элективных курсов.  

Следующий этап развития проектной деятельности учащихся – подготовка к научно-практическим конференциям.  Как правило, это долгосрочные проекты, работа над которыми ведётся в течение нескольких месяцев и более.  

Работа над любым проектом начинается со сбора информации по выбранной теме. Материал черпается из различных литературных источников, используются возможности Интернета. Полученные данные обрабатываются, и на их основе формируется теоретическая часть проекта. Параллельно идёт работа и над экспериментальной частью.  

Немало важная часть проекта – это его представление. В настоящее время возможности информационных технологий и компетенция современных учеников в этой области позволяют делать это в виде мультимедийной презентации. Для создания презентации, учащиеся фиксируют основные этапы работы с помощью видеокамер, фотоаппаратов. Кроме этого необходимо научить ребят держаться перед аудиторией, правильно отвечать на вопросы, находить выход из трудных ситуаций, которые могут создаться при выступлении.

Итак, проектная деятельность учащихся – это неотъемлемая часть современного образования, которая открывает перед ними широкие возможности приобрести умения находить интересные виды деятельности, исследовать условия практической деятельности, осуществлять деятельность на практике, оценивать полученные результаты, делать выводы.  

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии.

Для организации проектной деятельности можно использовать два вида урочных занятий.

Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.  

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта   Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

 

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.  

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация работы над проектами возможна во  внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.

Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов:

Начинание;

Планирование;

Исследование;

Защита;

Рефлексия;

Презентация.

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Положительные эмоции, полученные учащимися при проведении проектов укрепляют в них уверенность в себе, способствуют развитию их познавательной активности.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 

 

 

Автор:  Салидинова З.А.